Гонконг «переезжает» в Лондон: как китайский закон о госбезопасности повлиял на мировой рынок недвижимости

Последние десятилетия Гонконг стабильно оставался главной мировой "ареной" для заключения сделок с элитной недвижимостью. Но в этом году он уступил пальму первенства "европейцам" — Лондону и Женеве. Причиной падения гонконгского рынка стала не только пресловутая пандемия, но и беспрецедентный закон, принятый китайскими властями.
О чем говорят цифры?
В 2020 году объем сделок с дорогой недвижимостью в Гонконге по сравнению с прошлым годом сократился ровно в 2 раза. В общей сложности здесь было заключено 50 договоров на куплю-продажу объектов стоимостью от 15 млн долларов. Однако их львиная доля пришлась на февраль-март, то есть на период, когда короновирус еще не принял серьезных масштабов. При этом, упала и средняя стоимость элитной гонконгской недвижимости. Теперь она составляет порядка 18 млн долларов вместо прежних 22-25 млн долларов.
Понятно, что эти тенденции еще не говорят о кризисе здешнего рынка, а только о некотором спаде. Однако возникает вопрос: почему так «просел» именно Гонконг? Ведь в тех же Лондоне или Женеве спрос на недвижимость, наоборот, только растет. Да и у нас, в России, продажа офисов в Москве и регионах к концу года стала набирать обороты.

Экономисты, финансисты и риелторы сходятся в одном мнении. В отличие от других стран Гонконг пережил не только эпидемию короновируса. Основной причиной кризиса, как в его сфере недвижимости, так и во всех отраслях экономики, стал новый закон о государственной безопасности. Он был принят китайскими властями этой весной. Международные правозащитники уже успели окрестить его «драконовским».
Территория с особым статусом
Напомним кратко предысторию. Почти 150 лет Гонконг был колонией Великобритании. В 1997 году последняя передала его Китаю на оговоренных условиях. Власти «Поднебесной» пообещали, что до 2047 года не будут вмешиваться в жизнь новоприсоединенного региона (ни в политику, ни в экономику, ни в вероисповедение), гарантируя свободу слова. По факту, Гонконг и Китай все эти годы жили по принципу «одно государство — двe cиcтeмы». Гонконг стал одним из экономических и финансовых центров мира, ничем не напоминая коммунистический Китай.

Здесь действуют своя судебная система, языковый диалект, нацвaлюта и схемы ведения бизнеса. Гонконг входит в ВТО (Всемирную торговую организацию). В регионе расположены офисы практически всех известных западных концернов, при этом около 1500 компаний — это американские холдинги. К слову о последних. «Штаты» всегда выделяли Гонконг как особого стратегического партнера, предоставляя ему льготы во многих отраслях бизнеса.
Китай нарушает слово
Целых 23 года Гонконг жил сам по себе, ориентируясь на систему ценностей, сформировавшихся в его бытность британской колонией. И вдруг китайцы развернули свою политику относительно «прозападного соседа» на 180 градусов. Сославшись на неблагоприятную политическую обстановку в автономии, Пекин ввел закон о госбезопасности. Он подразумевает следующее. Всем гонконгцам, которые будут угрожать национальной безопасности страны, "светит" тюремное заключение. Что имеют ввиду китайские чиновники «под угрозой нацбезопсности» остается только догадываться. Но полноценной свободой слова здесь уже явно «не пахнет».

США «сжигает мосты»
Запад сразу же отреагировал на введение нового закона. В США заявили, что теперь не считают Гонконг настоящей автономией и лишают его всех предоставленных ранее бизнес-привилегий. Американские компании, базирующиеся в Гонконге, стали спешно «сбывать с рук» принадлежащую им на острове недвижимость и землю (в общей сложности они уже «избавились» от объектов на сумму 1,5 млрд долларов). Понятно, что таким образом Америка хочет выразить свое «фи» Китаю, однако под прямой удар попадает Гонконг.

Англия предлагает гражданство
Великобритания тоже не осталась в стороне от ситуации. Однако она использует другие меры, нежели Америка. Англичане заявили, что coбиpaются упростить жителям своей бывшей колонии получение британского гражданства. Ранее, гонконгцы имели особый паспорт, который позволял им беспрепятственно жить в Соединенном Королевстве до 6 месяцев. Но право на постоянное проживание он не подразумевал. Теперь же гонконгцы смогут проживать в Англии до 12 месяцев. И если они за это время получают разрешение на работу или учебу, то в дальнейшем это дает им возможность обзавестись гражданством.

Закон еще только входит в силу, однако отток гонконгцев на «Туманный Альбион» уже начался. Понятно, что первыми им воспользовались состоятельные люди, у которых нет проблем с деньгами и которые представляют для Англии особый интерес как инвесторы.
И вот здесь аналитики отмечают следующую закономерность. Лондон не случайно в этом году стал лидером по сделкам с элитной недвижимостью (включая продажи зданий коммерческого типа, апартаментов, особняков). Как показывает статистика, основными инициаторами сделок выступают гонконгцы, прибывшие в Великобританию после принятия на их родине того самого закона о госбезопасности.

Впрочем, Лондон - не единственный центр притяжения для свободолюбивых жителей Гонконга. Массовый переезд последних идет в Женеву, Мельбурн, Сидней. И в этих городах сейчас также отмечается подъем спроса на жилье и офисы класса "люкс". Получается. что закон о нацбезопасности, принятый Китаем, изменил не только политический климат в регионе, но и по-новому расставил акценты на мировом рынке недвижимости. Пока Гонконг на нем по-прежнему удерживает сильные позиции. А что будет дальше - покажет время.