«Как Эйфелеву башню и Зимний дворец продавали»: 3 истории о гениальных риелторах-аферистах
Мошенников, «разводящих» доверчивых граждан при сделках с недвижимостью, всегда хватало. Но одно дело всучить фальшивый договор на квартиру или дом. И совсем другое — продать, скажем, Биг-Бен или Зимний дворец. Здесь уже нужен настоящий талант. И о таких «брокерах»-виртуозах мы сегодня вам и поведаем.
Виктор Люстиг: Обмануть клиента так, чтобы ему стало... стыдно
Виктор Люстиг вошел в историю, как «человек который дважды продал Эйфелеву башню». Будущий «риелтор» родился в Чехии в 1890 году. Он был родом из аристократической семьи и имел хорошее образование: бегло говорил на нескольких языках и отличался изысканными манерами. Самостоятельно зарабатывать на жизнь Виктор начал в 20 лет — играл в казино на круизных судах. Но с началом Первой мировой войны об этом источнике дохода пришлось забыть. Однако Люстиг уже привык к легким деньгам. А значит, пришло время искать новые способы их получения. Аферы с недвижимостью показались ему подходящим вариантом. И «первый же блин» вышел «не комом». А дело было так.
В 1925 году Виктор обосновался в Париже. Однажды в местной газете он прочитал, что мэрия собирает деньги на реконструкцию Эйфеловой башни. В статье говорилось, что главный парижский памятник находится в плачевном состоянии и начинает разрушаться. Виктор зря времени не терял. Он обзвонил несколько крупных компаний по скупке металлолома. При разговоре он представлялся сотрудником Министерства, который выполняет тайную миссию. Дескать, власти решили демонтировать знаменитую башню, так как денег на ее реновацию все-равно нет. Но чиновники боятся возмущения парижан, поэтому демонтаж и продажа памятника по частям будут проводиться в обстановке строжайшей секретности. Виктору поручено организовать закрытые торги и найти покупателя.
С потенциальными «клиентами» аферист встречался в номерах дорогих отелей — все-таки, он — как-никак «министр». Люстиг пообщался с 6 предпринимателями, занимавшимися скупкой металла. И с одним из них — Андре Пуассоном — был подписан договор купли-продажи. В тот же день Люстиг получил чек на 200 000 франков и отбыл в Австрию. Когда Пуассон раскусил обман, он был так огорчен «своей ограниченностью», что постеснялся обратиться в полицию. Так что о «мошенническом дебюте» Виктора французские власти тогда так и не узнали. Но через некоторое время Люстиг решил повторить аферу «на бис». Он вернулся в Париж и, действуя по той же схеме, «продал» Эйфелеву башню еще одному доверчивому предпринимателю. Но последний уже был не таким «самокритичным», как Пауссон, и написал заявление в жандермерию.
Правда, мошенника опять не поймали (он успел отбыть на корабле в Америку), но объявили в международный розыск. В США Виктору поначалу везло: он заработал целое состояние на выпуске фальшивых денег. Но через несколько лет Люстига арестовали и приговорили к 20 годам тюрьмы, где он и умер в возрасте 55 лет.
Николай Савин: «Дypaкoв нe сeют...»
Работа риелтора не проста. Особенно в больших городах, где клиенты бывают очень придирчивы. Порой даже обычный поиск аренды помещения под кафе в Санкт-Петербурге превращается в проблему. А вот знаменитому русскому аферисту Николаю Савину в свое время подфартило: ему удалось продать ... Зимний дворец. Но прежде чем рассказать о сделке века, несколько слов — о самом герое.
Николай родился в 1855 году, в Калужской губернии, в дворянской семье. Уже со студенческих лет Савин имел склонность к различным аферам. Его имя фигурировало в нескольких делах, связанных с кражей денег и драгоценностей. Но прямых доказательств не находилось. При этом, наравне с мошеннической деятельностью, Савину было интересно и военное дело. Он имел звание корнета и даже участвовал в русско-турецкой войне. В 1886 году Савин эмигрировал сначала в Европу, а затем в США. За рубежом Николай продолжал заниматься аферами, где был пойман и 8 месяцев отсидел в тюрьме. Он вернулся в Россию после Октябрьской революции, а в 1920 году получил в Питере должность начальника караула Зимнего дворца. Вот тогда-то он и совершил свою знаменитую сделку по продаже главного императорского дома России.
Однажды во время его смены, к Савину подошел мужчина и на ломаном русском объяснил, что хочет купить «дворец». Живя в Европе и США, Савин освоил иностранные языки, что помогло ему быстро сориентироваться при беседе с заграничным гостем. Выяснилось, что это американский бизнесмен, который хочет купить особняк, демонтировать его и увезти с собой. Николай представился владельцем дворца и «согласился» на сделку. Он составил фальшивую купчую, передал ее покупателю, а взамен получил чемодан, набитый долларами. Когда же «новый хозяин» захотел осмотреть дворец изнутри, в здании внезапно погас свет. Конечно, не без помощи Савина. Тот отключил свет в особняке, а покупателю объяснил, что в здании ведутся профилактические работы. Дескать, это вам не просто купить производственное помещение в Санкт-Петербурге . Дворец готовят к передаче новому владельцу и его проверяют на неисправности. На следующий день вместе с командой рабочих американец прибыл к Зимнему, чтобы разобрать здание. Понятно, что никто ему это сделать не дал.
Все, что осталось у иностранца на память от сделки — фальшивая купчая, в которой рядом со своей подписью Савин оставил недвусмысленный комментарий: «Дураков не сеют, не жнут». Сам же аферист с полученными деньгами благополучно отбыл за границу. Там он по-прежнему не изменял своей натуре, участвуя не только в финансовых, но и политических махинациях. Так, в Болгарии Савин пытался претендовать на царский трон, а в Японии — развязать войну с Дальним Востоком, дабы свергнуть советскую власть. Последние годы жизни Николай провел в Китае. На тот момент денег у него уже практически не было, так что шиковать знаменитому авантюристу уже не приходилось. Савин скончался в Шанхае, в возрасте 82 лет.
Артур Фергюсон: Исследуя границы людской глупости
Еще одна яркая личность в мире афер с недвижимостью— Артур Фергюсон. О его детстве почти нет информации. Известно лишь, что он родился в 1883 году в Шотландии и с юных лет мечтал играть в театре. И хотя актерская карьера не задалась, талант лицедейства нашел свое применение. Убедительно вживаясь в роль агента по недвижимости, Фергюсон сумел «продать» (и не по одному разу) известные объекты культуры. В Англии в разные годы аферист успешно «сбыл» американским туристам Биг-Бен, Букингемский дворец, Тауэр, аббатство Вестминстер, Колонну Нельсона.
При этом, Фергюсон никогда не требовал всей суммы, а брал только задаток. Переехав в США, Артур придерживался той же схемы. Так, одному иностранцу он сдал в аренду Белый дом на 100 лет с первоначальным взносом в 100 000 долларов. Шотландец совершил еще несколько удачных сделок, пока не попался на «продаже» Статуи Свободы. Фергюсон был арестован и предстал перед судом. Присяжным Артур заявил, что им двигало не только желание разбогатеть. Ему было интересно узнать, до каких же пределов доходит глупость человека. Несостоявшийся актер и гениальный мошенник получил 5 лет тюрьмы. После освобождения Фергюсон переехал в Лос-Анджелес. «Исследования человеческой натуры» он так и не бросил. До конца жизни Артур занимался различными махинациями, хоть и не такими виртуозными, как на заре своей карьеры.