Риэлтор и realtor: как работают агенты по недвижимости в России и на Западе?

Риэлтор и realtor: как  работают агенты по недвижимости в России и на Западе?

Термин «риэлтор» пришел к нам из английского языка (realtor). Российские лингвисты до сих пор не определились с написанием слова: «риэлтор», «риэлтер», «риелтор» — используются все варианты. Также часто можно услышать — «маклер» или «брокер по недвижимости». Но какое слово не используй — суть одна. Это агент, выполняющий роль посредника, информатора и консультанта по сделкам с недвижимостью. Под «риэлтором» может пониматься  сотрудник агентства, само агентство и частное лицо. При этом, работа наших и зарубежных специалистов в некоторых вопросах различается. И довольно существенно. 


Такая непростая история...

На Западе практика риэлторства существует с середины XIX века. Сначала это были небольшие частные конторы, затем появились крупные специализированные компании. В России о риэлторах узнали гораздо позднее. В советское время все операции по купле, продаже и аренде недвижимого имущества выполняла госструктура «Бюро по обмену жилой площади». Первые профессиональные агенты появились только в начале 90-х годов прошлого столетия. На заре перестройки. Страна была охвачена приватизацией государство передавало муниципальное жилье в собственность населения. А значит, требовалась помощь специалистов, разбирающихся в рынке недвижимости.

Поначалу не все шло гладко. Экономическая нестабильность и неопытность бывших советских граждан в «тонкостях капитализма» сыграли на руку мошенникам. В стране активно промышляли «черные маклеры» банды, которые обманным путем забирали у собственников квартиры и дома. С принятием нового законодательства ситуация улучшилась. И хотя аферисты встречаются и сегодня, риэлторство в России в целом прижилось успешно. Но строится оно немного по другой схеме, чем на Западе.

Российские реалии

В нашей стране, для того чтобы работать агентом по недвижимости, лицензия не требуется. Ее отменили в 2003 году. Достаточно закончить специализированные курсы. Так что стать риэлтором в России довольно просто. А вот быть им — намного сложнее. В зоне ответственности маклера:

- поиск потенциальных продавцов/покупателей,

- проверка сделки (при покупке, продаже или аренде недвижимости) на юридическую «чистоту», 

- оформление документов,

- присутствие при финальном заключении сделки,

- оказание дополнительных услуг (например, поиск банков, выдающих ипотеки и т.д).


Отечественный брокер трудится в режиме многозадачности. Ему нужно быть докой не только в вопросах недвижимости. Он должен знать основы права и разбираться в экономике. То есть наш риэлтор юрист, налоговик и финансист в одном лице.

Западный подход

В отличие от российских коллег, зарубежные маклеры — узкоспециализированные профессионалы. По крайней мере, так обстоит дело в Европе, США, Канаде, Австралии. Иностранные брокеры блестяще знают все, что касается самой недвижимости: например, что это за объект, уровень его технического оснащения, почему его продают (если речь идет о покупке). Риэлтор имеет полный доступ к помещению. У него есть ключи, он самолично проверяет его на неисправности, если надо вызывает техслужбу для устранения неполадок. Такой агент настолько «в теме», что его клиент может не встречаться с другой стороной до подписания бумаг. В этом нет нужды: все проверено от и до. В некоторых странах (например, Испании) за районами прикреплены свои агентства. Каждый специалист отвечает за определенный участок и знает там все вдоль и поперек.

Однако зарубежные маклеры не вникают в правовые и финансовые тонкости. Это не входит в круг их обязанностей. Есть вопрос по документам? Обратитесь к юристу. Смущает денежная сторона сделки? Наймите финансового консультанта.  

И еще один важный нюанс. На Западе такие брокеры обязаны иметь лицензию и раз в несколько лет подтверждать квалификацию.

Кто лучше?

Получается, что за рубежом деятельность риэлторов построена грамотнее, чем в России. К тому же, она  контролируется государством. У нас же маклеры предоставлены самим себе и работают в режиме нон-стоп, выполняя массу задач одновременно.

Но это не означает, что российские специалисты обязательно проигрывают зарубежным. Как и в любом деле, в риэлторстве требуются две вещи добросовестность и талант. Если брокер имеет профессиональное чутье (понимая как выгодно арендовать, продать или купить недвижимость) и ответственно относится к заказу он всегда найдет для клиента лучший вариант. Это простой человеческий фактор. Хороший риэлтор — и в Африке хороший риэлтор. Другое дело, что самому агенту быть «многостоночником» непросто. Да и не нужно. А следовательно, работу и нагрузку наших специалистов по недвижимости стоило бы пересмотреть. Вопрос в том, кто начнет этим заниматься...